Необходимость воцерковления

 Когда к человеку приходит внутреннее осознание чего-то высшего; когда интуитивно человек начинает понимать, что то, что он может увидеть и потрогать, ещё не всё; когда он как бы начинает улавливать сердцем какие-то начальные понятия и веяния из духовного мира, мы можем говорить о первых начатках в нём веры в Бога и наличии религиозного опыта.

Для нас, зависимых от алкоголя, такой опыт может стать помощью в избавлении от алкогольной страсти. Но, с другой стороны, этот духовный опыт может сыграть для нас отрицательную роль. Мы, как люди уже подвергшиеся однажды соблазну ухода от реальной жизни в алкогольные грёзы, можем начать искать этого и в религиозной жизни. Мы осознаём, что опять можем пойти тем же путём обмана себя, путем «поиска новых приключений», но уже в духовном, религиозном плане.

Наш совместный опыт, многочисленные искания и ошибки привели нас к убеждению, что единственным ориентиром в духовной жизни, который не даст нам сбиться с пути, является ортодоксальная Церковь.
Так же мы понимаем, что в жизненно важных вопросах нам необходимо обращаться за духовной помощью к более опытным людям. Такими людьми для нас являются святые отцы Церкви и духовные наставники.
У каждого из нас свой уровень воцерковления, свои внутренние духовные методы и правила, но они не выходят за рамки святоотеческого православного вероучения.

Мы стараемся по силам посещать воскресные богослужения; по возможности участвовать в церковных Таинствах; молиться, руководствуясь наставлениями святых отцов; читать духовную литературу. Однако мы так же помним, что излишнее усердие в духовных делах или слишком высокое воспарение от небесных истин может обернуться для нас очередным падением в алкогольное безумие. Таким образом, наша зависимость помогает нам в какой-то мере двигаться по среднему, «золотому» пути – не становиться религиозными мечтателями и фанатиками, но и не охладевать в делах веры. Мы, с помощью Божьей, стараемся так упорядочить нашу жизнь, чтобы нас никогда не оставляли определённые тёплые чувства и умеренное усердие ко всему святому.

Мы не исключаем времени и места для религиозного подвига. Но, имея немалый опыт в этом отношении, мы призываем вас ещё раз подумать и помолиться перед тем, как на него решиться. 



Изменение алкогольного мышления.

 Большую роль в нашем выздоровлении играет понимание различия процессов мышления нормального человека и алко-зависимого.

Когда в голову здравомыслящего человека приходит какая-то мало-мальски значительная мысль, он начинает, прежде всего, оценивать её, сопоставлять со своими убеждениями. Мысль рассматривается, ей даётся оценка, взвешиваются все «за» и «против». Просчитываются варианты возможных результатов. Если эта мысль признаётся подходящей по большинству параметров, начинается продумывание её реализации. Подключается исполнительная часть разума, которая рассматривает возможности, высчитывает размеры затрат, место и время начала определённых действий. Складывается план, который может, при необходимости, изменяться в определённых пределах в зависимости от обстоятельств и различных препятствий.

Однако когда у нас возникало желание выпить – первая и главная часть этой цепочки между мыслью и действием отсутствовала. Совсем.

На определённой, как правило, начальной стадии алкоголизма голос разума ещё пытался сопротивляться. Но когда мы заходили в своём пьянстве достаточно далеко, сил нашего разума и воли уже не хватало. Весь процесс обдумывания очередного употребления сводился к трём пунктам: «захотел – нашёл – выпил». На более тяжёлых стадиях алкоголизма даже это «захотел» уже от нас не зависело. Наш разум был бессилен. Мы были одержимы лишь одним «как найти?».

В начале нашего понимания своих алкогольных проблем между пунктами «захотел – нашёл  – выпил» возникали сомнения, муки совести, страх перед недалёким будущим. Но всё это оказывалось похороненным под непреодолимым и усиливающимся желанием выпить.

Такова горькая правда о нашем зависимом алкогольном мышлении. Такова наша трагедия и наша боль…

Что же стало происходить с нами, когда мы осознанно начали просить Бога о помощи и общаться между собой? Как менялось наше внутренне состояние, когда мы начали по силам ходить в  церковь, молиться, читать духовную литературу, принимать участие в Таинствах?

У нас стала появляться свобода выбора. Мы перестали оставаться слепыми исполнителями страсти. Даже если у нас не получалось отказаться от алкоголя сразу, мы с каждым падением (совершённым по ошибке или из-за силы нашей зависимости) и последующим за ним покаянием  чувствовали возрастающую силу души, которая обновлялась новым опытом в алкогольной войне. Наш разум, учитывая прежние промахи, всё более утверждался в своём намерении больше не пить. Мы поняли, что чем больше мы воздерживаемся от употребления спиртного, тем твёрже становится наша вера.

Наши отношения с людьми изменяются в лучшую сторону. Мы становимся людьми, которые сами способны оказывать помощь другим, а не только получать её.

У нас появляется больше возможностей для реализации наших лучших устремлений. Вопрос «пить или пить», уже не владеет нашим сознанием. Оно направлено на поиск себя в этом созданном Богом мире.



 Помнить о том, что мы не одиноки

 Оглядываясь на месяцы и годы своего «алкогольного» прошлого, мы помним то чувство изоляции, которое мы испытывали, даже находясь среди близких нам людей. Даже когда мы внешне вели себя браво и непринуждённо, в нас жило чувство глубокого отчуждения от происходящего. Многие из нас чувствовали необходимость в употреблении для того, чтобы «войти в кампанию» или ощутить своё «единство с остальным человечеством».

Когда мы чувствовали вину за своё употребление – это ещё более усугубляло чувство отверженности. И чтобы как-то избавиться от него, мы шли к людям, которые пьют, и, как нам казалось, нас понимают. Или начинали пьянствовать в одиночку. Но в результате опять возвращались в состояние одинокого уныния.

На самом деле, как мы потом поняли, это тоскливое щемящее чувство мы со временем накапливали в себе сами.

Теперь мы понимаем, что это чувство одиночества происходило в нас от действия скрытого осознания своей исключительности (в святоотеческом понимании – гордыни). Понимаем, что вокруг нас, не смотря на наше употребление, мы всегда могли (приложив достаточные усилия) найти человека, который был бы готов выслушать и помочь нм, если бы мы открылись перед ним. Но, к сожалению, этому препятствовало наше  себялюбие, которое мы с таким трепетом растили и лелеяли.

Как только мы нашли людей с подобными проблемами и услышали, как они искренне рассказывают о себе, что-то внутри нас растаяло. Со временем мы перестали быть одинокими, перестали чувствовать свою неуверенность перед алкогольной тягой. Мы видели вокруг себя людей, которые, пройдя испытания, связанные со своим пьянством, долгое время оставались трезвыми и жили наполненной жизнью. И это вселяло в нас надежду и придавало сил. В какой-то степени этих людей мы стали считать самыми близкими для нас. Теперь нам было, за что благодарить Бога.

Впоследствии мы поняли, что единство с этими людьми, ставшими для нас собратьями по несчастью, а потом и по трезвой жизни – не просто слово, фигурирующее в наших отношениях. Мы поняли, какой глубокий и воодушевляющий смысл содержится в слове «брат». Брат по трезвости, брат по вере, брат во Христе.

Нам открылся путь к пониманию слов Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В конце мы хотим привести цитату из одной книги, написанной содружеством зависимых людей, подобному нашему.

«Мы ощущаем себя так же, как спасшиеся после кораблекрушения пассажиры огромного лайнера, когда чувства товарищества и радости как бы наполняют судно от трюмов, до капитанской каюты. Но, в отличие от пассажиров корабля, наша радость в связи с тем, что нам удалось избежать гибели, не убывает, когда мы на время расстаёмся и идём по жизни каждый своей дорогой».

Мы стараемся всегда помнить, какую цену нам пришлось заплатить за наше единство и наше сотрудничество.



Помнить о том, что алкогольная страсть практически неизлечима, смертельна и может усиливаться со временем

 В современном мире есть много аллергиков, которым приходится воздерживаться от пищи определённого рода. Запреты врачей в таких случаях необходимы. Но относиться к таким запретам можно по-разному. Можно послушать, внутренне согласиться с врачом и жить спокойно дальше. А можно не соглашаться и до конца жизни (которая, по всей видимости, окажется на удивление короткой) ставить на себе эксперименты, пробуя запрещённый продукт в разных дозах и сочетаниях.

С нами, людьми, зависимыми от алкоголя, дело обстоит точно также. Когда мы пренебрегаем пределами наших возможностей, мы можем найти серьёзные неприятности на свою голову, а то и просто погибнуть.

Одна из новых привычек мышления, которую мы приобрели, заключается в спокойном отношении к себе, как к человеку, которому необходимо избегать употребления алкоголя в его прямом назначении, если мы хотим сохранить своё душевное и телесное здоровье.

Мы, наученные горьким опытом, также знаем, что алкоголизм со временем прогрессирует. У некоторых из нас были случаи, когда по нескольку месяцев и даже лет наша страсть к выпивке, как нам казалось, не приносила особых проблем. Но, как показал опыт, думая так, мы трагически ошибались. Как только для развития страсти предоставлялось достаточно свободного времени и средств, она начинала нас терзать с ещё большей силой. Даже если наши духовные навыки каким-то образом временно сдерживали желание выпить, то со временем страсть всё равно побеждала.

Далее, после многократных попыток доказать обратное, мы также убеждены в том, что алкогольная страсть практически неизлечима.

Нам известны случаи, когда люди в наше время исцелялись от недуга пьянства, молясь у иконы «Неупиваемая Чаша». Но эти случаи происходят по Божьему особому произволению, являются редким даром и видятся нам скорее исключением из общего правила.

Мы же убеждены в том, что не можем быть «излечены» в том смысле, чтобы изменить реакцию нашего организма на алкоголь. Так же как не можем «излечить» душу от её предрасположенности к состоянию эйфории (прелести) и обманчивому чувству самодостаточности и самоудовлетворённости.

Так же, наблюдая многих пьющих людей вокруг нас, мы видим, что алкоголизм – это страсть, приводящая к смерти. Мы знаем случаи, когда люди умирали от очередного тяжёлого «отходняка», цирроза печени, инфарктов и кровоизлияния в мозг. Часто, когда в качестве непосредственной причины смерти официально указываются автомобильные аварии, убийства, самоубийства, сердечные приступы, пожары, истинной причиной случившегося на самом деле является употребление алкоголя, которое и привело к трагическому исходу.

Итак, подводя итог всему сказанному, мы признаем наличие в нас до конца неизлечимой, прогрессирующей при нашем употреблении и смертельной при нашей неосторожности страсти. Мы спокойно принимаем её как потенциальное свойство нашей души и тела. Иными словами, мы согласны со словами из вечерних молитв « семя тли во мне есть».

Мы так же понимаем, что на нас уже не лежит бремя вины за приобретённый, а нередко и врождённый алкоголизм – ведь мы никогда не хотели намеренно и обдуманно делать то зло, которое мы причинили, будучи влекомыми этой страстью.

Однако, мы также сознаём, что несём ответственность за своё выздоровление. И понимаем, что сознательный отказ от возможных способов избавления от неё – недопустим для нас.



Не терять надежды, но уповать на Бога.

 Говорят: «Надежда умирает последней». Мы, люди, прошедшие ужасы алкогольной зависимости и избавленные от неё милостью Божьей, можем сказать: «Надежда не умирает». Потому что надежда наша не связана с окружающими обстоятельствами и нашими личными достоинствами. Она покоится на Том, Кто Сам является её источником, на Том, кто Сам есть Начало всего.

Приведём здесь историю одного нашего брата.

«Первый раз я попробовал спиртное лет в 12. К армии я был уже алкоголиком первой стадии с элементами второй. К тому времени меня отчислили из техникума за прогулы. К тридцати годам я расстался с двумя жёнами и тремя детьми, давно не работал, потерял нормальных друзей, не вылезал из вытрезвителей и отделений милиции. Три раза лечился, год находился в ЛТП. Но, наконец-то, мне «повезло» – я оказался в местах лишения свободы, и моё пьяное безумие было вынужденно остановлено. Оказавшись там, я, к своему ужасу, наконец-то понял, что я собой представлял, и где нахожусь. И ещё – незадолго до этого мне сообщили о гибели первой жены и смерти единственного сына.

Поверьте, мне было от чего прийти в отчаяние.

Я долго буквально не находил себе места и задавался вопросами: «Почему, со мной всё это произошло? Ведь я этого не хотел! И как мне жить дальше? И стоит ли вообще?».

И вот, в самый напряженный пиковый момент, вдруг как будто что-то изменилось. Я вдруг ясно осознал, что больше я не один. Мне, если можно так сказать, открылся Кто-то безмерно великий, бесконечно мудрый и добрый ко мне.

Я рос без отца, и теперь я понял, что он у меня есть. И какой! Теперь во мне жила глубокая убеждённость, что мне есть на Кого положиться. Что Он меня больше никогда-никогда не оставит.

Я освободился внутренне совершенно другим человеком. Но до трезвости мне тогда ещё было пятнадцать лет… Это было время напряженных поисков, значительных ошибок и болезненных падений, но в самые жуткие моменты Он уже никогда не оставлял меня, стоило мне только придти в себя, вспомнить о Нём и из глубины души искренне воззвать к Нему».

Вот, что пишет о надежде и уповании на Бога наш духовный писатель, св. Никодим Святогорец.

«Утвердиться в такой надежде и получить её нам помогут такие мысли:

1.Мы ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может всё, а следовательно, и нам может помочь.

2. Мы ищем её у Всеведующего и Премудрого, Который знает всё наисовершеннейшим образом; следовательно, вполне знает и то, что лучше всего для спасения каждого из нас.

3. Мы должны помнить о том, что ищем помощь у бесконечно Благого, который с неизреченной любовью предстоит нам, всегда желательно готовый в любую минуту дать нам всё, что необходимо для исцеления от болезни и спасения души».

А четвёртое мы можем добавить от себя.

Бог безгранично милостив к нам. Он нам желает лучшего гораздо больше, чем мы желаем себе сами. И неужели Он, терпящий столько времени все наши падения, грехи, ошибки не поможет нам, если мы сделаем хотя бы первый возможный шаг Ему навстречу!?

Помнить о душевном покое.

 Употребление алкоголя для нас почти всегда было связано с поиском удовольствия или чувством облегчения и отдыха. На определённой стадии мы начали даже лечить болезнь болезнью. Но этот путь приводил нас к ещё большим страданиям. В отличие от нашего искаженного понимания душевного покоя, который мы искали в употреблении, вот что пишет о духовном мире сердца автор книги «Невидимая брань» Никодим Святогорец.

«Сердце твоё создано Богом для того одного, чтобы оно любило Его единого и служило Ему обителью.

Позаботься же более всего установить и утвердить сердце своё в мирном устроении; так, что бы все помышления и дела твои были направлены к поиску этого мира.

Мир сердца – и цель и средство для одержания победы над болезнью твоей души. Поэтому, когда какое либо болезненное смятение начнёт входить в сердце, не бросайся на страсть, чтобы побороть её, а сойди скорее в сердце и напрягись умирить его. Как только умирится сердце, и борьбе конец».

Но разве не искали и мы зачастую тот самый сокровенный мир сердца и душевный покой употреблением алкоголя? Разве, выпивая первую рюмку, не искали мы интуитивно единения с нашим небесным Отцом, выполнения наших лучших чаяний, появления в сердце нашем той самой чистой и светлой надежды, небесной радости?

Боже, сколько пустых и разрушительных шагов мы успели сделать в этом ошибочном безумном поиске! С какой болью мы поняли однажды, что искали совсем не того и не там!..

  Мы перепробовали много способов употребления алкоголя, чтобы найти такой, который бы обеспечил нам наиболее эффективное вхождение в состояние пьяного «душевного покоя»! Но такого способа, как оказалось, для нас не существует.



Вот какие способы приобретения совершенно другого душевного покоя, внутреннего мира сердца предлагает нам духовный автор:

1. Прежде всего, держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем своём поведении, ибо, по свидетельству отцов, внутреннее состояние человека напрямую зависит от внешнего поведения.

2. Расположись любить всех людей и со всеми жить в согласии, если не противоречит это твоей совести.

3. Храни совесть свою чистой, как можешь, чтобы ни обличала она тебя и не беспокоила. Но была мирна в отношении к Богу, и в отношении к себе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам. Чтобы лучше достичь этого – не  торопись.

Не спеши говорить, не спеши делать, не спеши поддаваться каким-либо суетным мыслям и желаниям.

4. Научись и привыкни без смущения переносить всякие неприятности и оскорбления. Научись разумно и спокойно управлять собой в такие моменты, сколько бы сил и времени тебе для этого не потребовалось. Зато потом душа твоя начнёт черпать утешение в самих таких неприятностях.

5. Крайне будь осторожен с мыслями, которые представляются достойными и святыми, и разжигают неразумную по ним ревность. Ведай, что всё, что удаляет тебя от внутреннего мира и спокойствия, каким бы привлекательным оно не казалось, всё это суть волки, одетые в овечью одежду.

© Свято-Никольское братство трезвости

Сделать бесплатный сайт с uCoz